Права и правовое воспитание детей

Школьный возраст — время формирования сознания человека. В этот период познаются основы взаимоотношений, ребенок постепенно начинает осознавать себя субъектом и одновременно объектом права. Появляется начальное правосознание гражданина. А.П. Чехов

Правовое воспитание школьников призвано осуществлять важнейшую цель — сформировать, развить правовое сознание у ребенка, его культуру поведения. Оно является частью разностороннего воспитательного процесса и важнейшей общешкольной задачей.

Нормативная база:
• «Конвенция о правах ребенка»(одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)(вступила в силу для СССР 15.09.1990)
• Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»


По мнению детских психологов и педагогов, для формирования определенных представлений о праве у детей в первую очередь стоит учитывать возрастные особенности.

На этапах развития ребенка можно выделить следующие основные виды деятельности, на основе которых возможно построение и создание определенных мероприятий в рамках правового просвещения:
• дошкольный возраст (3-7 лет), для которого характерна предметно-манипулятивная деятельность, примерка ролей;
• школьный возраст (7-13 лет), основная сфера – учебная деятельность;
• пубертатный возраст (14-18 лет), на первый план выходит интимно-личностное общение, учебно-профессиональная деятельность.

В раннем возрасте часто возникают конфликты среди детей на почве «своё-чужое». Справедливо ли ударять обидчика или того, кто взял твою любимую игрушку? Сделал ли ты при этом добро или зло? Эти вопросы ребенку создают мотивацию у дошкольников к рассмотрению их со стороны добра и справедливости. Такие вопросы можно задавать и разбирать в целенаправленном игровом моделировании похожей ситуации, в которой ребенок будет примерять разные роли происходящего. В этом возрасте это успешно подводит детей к правильному пониманию справедливости.

Важно также связывать справедливость непосредственно с пониманием добра для лучшего осознания и дифференциации злых поступков и добрых. Стоит учитывать, что базовые представления о добре и справедливости дети получают из таких источников, как сказки, мультфильмы. Обсуждения поступков героев в рамках добра и справедливости вполне достаточно для понимания права для детей данного возрастного периода.


В 7-13 лет подростки начинают формировать нравственно-эстетическое отношение к жизни, что в последующем будет проявляться в том, как ребенок будет соответствовать общепринятым нормам морали. В течение этого периода полезно давать информацию о правах и обязанностях ребенка, умении отстаивать свои права, а также генерировать уважение к правам и свободам человека.

В период 14-17 лет через общение со сверстниками подросток выстраивает видение своего Я в социуме и анализирует, каков он по отношению к нему. На этом этапе несовершеннолетний делает первые шаги к удовлетворению главной потребности – в признании.

Не стоит забывать, что в школе с 5 по 11 класс в программу входит предмет «Обществознание», в котором главная задача – донести до учеников, как необходимо вести себя в социальных ситуациях, характерных для подросткового возраста. Как было указано выше, преподавание основ права в школе нельзя однозначно отнести ни к правовому просвещению, ни к повышению правовой грамотности, скорее, это комплексное понятие.

На сегодняшний день главный формат правового воспитания несовершеннолетних – тематические уроки и лекции. Но он не годится для работы с младшими школьниками и не очень подходит для работы с подростками. Кроме того, необходимо учитывать, что в настоящее время возрос интерес к правовому воспитанию в дошкольном возрасте. Главный минус бесед и лекций – их оторванность от повседневной жизни ребенка.

Исходя из практики посещения специалистами аппарата Уполномоченного образовательных организаций, социозащитных учреждений, учреждений здравоохранения можно утверждать, что дети нуждаются не только в правовом просвещении, но и в доступности донесения до них необходимых юридических знаний. Намного лучше усваивается материал, если он подается в интерактивной форме: в виде командных викторин, диспутов, деловых и ролевых игр.

Важно вовлекать детей как главных потребителей информации, а не проводить мероприятия только для галочки. Вопросы у несовершеннолетних возникают постоянно и в различных сферах, иногда они требуют оперативного реагирования.

Особенно актуальным видится регулярное посещение центров содействия семейному воспитанию в целях правового просвещения выпускников как наиболее уязвимой категории, которой в соответствии с законом положена бесплатная юридическая помощь.

Таким образом, в целях обеспечения эффективного правового просвещения несовершеннолетних необходима совместная работа с привлечением экспертного сообщества, социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере детства по двум основным направлениям:
• на законодательном уровне закрепить понятие правового просвещения и отдельно понятие правового просвещения несовершеннолетних с учетом возрастных особенностей;
• разработать методологию практической реализации правового просвещения с обязательным механизмом получения обратной связи.


Права несовершеннолетних:
От рождения и до 14 лет:
• Право на гражданство, на имя, отчество и фамилию, имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав. Право на образование, отдых, медицинскую помощь. Ребенок может самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки (делать покупки, принимать подарки). Может вступать в детские общественные организации.

14 лет:
• Может выбирать себе место жительства (с согласия родителей). Вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией. Может осуществлять авторские права на результат свое интеллектуальной деятельности. Вправе вносить вклады в кредитные учреждения. Имеет право на получение паспорта. Может быть разрешено вступление в брак в виде исключения. Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов) с согласия одного из родителей. Может вступать в молодежные общественные объединения. Может обучаться вождению мотоцикла.

15 лет:
• Подросток имеет право поступить на работу с согласия профсоюза предприятия (сокращенная рабочая неделя-24 часа, др., трудовые льготы)

16 лет:
• Имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин. Может быть членом кооператива, акционерного общества. Имеет право управлять мопедом, обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора. Имеет право самостоятельно заключать трудовой договор(льготы – сокращенная рабочая неделя – 36 часов).

17 лет:
Юноша подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).

18 лет
• Молодой человек становится полностью совершеннолетним и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.




2012—2024 © ГУЗ "Новоспасская РБ"
Политика конфиденциальности